25.01.2025 09:04
Аналитика.
Просмотров всего: 2666; сегодня: 33.

Основание школы Пушкарского приказа в 1701 году

Основание школы Пушкарского приказа в 1701 году

25 января 1701 года по Указу Петра I в Москве было открыто первое в России светское государственное учебное учреждение – Школа математических и навигацких наук. Первоначально учебное заведение находилось в ведении Оружейной палаты (руководил Ф.А. Головин), подчиненной Пушкарскому приказу. Поэтому первоначально называлась школой Пушкарского приказа. Она размещалась в «Сретинской по Земляному городу» башне. После смерти Петра I башня стала называться «Сухаревой» по фамилии командира стрелецкого полка Лаврентия Сухарева. 

Сухарева башня стояла на высоком месте. Это позволяло со смотровых площадок беспрепятственно видеть горизонт, что важно при изучении астрономии. Общая площадь трех этажей, без учета внутренних стен, достигала 2394 м2. На третьем этаже здания находились классы и «Рапирная зала» в 19 оконных проемов. В «Рапирном зале» ученики занимались гимнастикой, фехтованием. На нижнем этаже, в сводчатой палате, находился большой медный глобус, привезенный царю Алексею Михайловичу из Голландии. К западной стороне здания был пристроен деревянный амбар, в котором стояла модель парусника. Ее использовали ученики для изучения устройства судна. Ученики при изучении располагались амфитеатром. Парусник в торжественных случаях возили на шествия.

Школой руководил Я.В. Брюс. 

В 1706 г., после смерти Ф.А. Головина, школа перешла в ведение Приказа Морского флота. В соответствии с указом Петра I от 27 января 1712 г. школа подлежала расширению и перешла в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф.М. Апраксин. В 1717 г. школу возглавил капитан Брунц.

По Указу Петра I от 25 января 1701 г. в школе рассчитывали обучать 200 человек. В школу принимали детей дворян, духовных и других сословий, кроме детей крепостных крестьян и работных людей. В школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Солнцевы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и др.

Школа математических и навигацких наук делилась на нижнюю школу (младшие классы) и верхнюю школу (старшие классы). В младших классах ученики изучали арифметику, геометрию плоскую и сферическую тригонометрию. В старших классах ученики изучали немецкий язык, сферическую тригонометрию, навигацию, морскую астрономию, инженерные и артиллерийские науки. Так как большая часть поступающих были безграмотными, то для их предварительной подготовки при школе были организованы два отделения, которые назывались «русской» школой и «цифирной» школой. В первой школе учили читать и писать, а во второй преподавали начала арифметики.

Определенного времени для прохождения курса назначено не было, но среднее время обучения, включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах и различных мастерских в России и за рубежом, составляло 10–15 лет. Науки изучались последовательно, одна после другой – выучившего арифметику переводили в класс геометрии и так далее, до окончания полного курса. По данным 1708 г. по всем дисциплинам среди успевающих учеников были дворяне (многие из них получили подготовку дома). Однако в дальнейшем навигацию изучали 15 человек из посадских и по девять человек из дворян и солдатских детей; сферическую тригонометрию изучал один из солдатских детей, а из дворян - никто. Навигацию изучал только один ученик из дворян. Это говорит о том, что верхние классы переводились не по сословной принадлежности, а по способностям.

Первыми преподавателями были Генри Фарварсон, Стефан Гвин, Ричард Грейс, Леонтий Филиппович Магницкий. 

В 1701 г. было принято всего четыре ученика (помешали организационные проблемы), но уже к июлю 1702 г. было набрано запланированное число учеников. Среди первых учеников школы были в возрасте 13–15 лет – 15 %, в возрасте 18–23 лет – 71 %, в возрасте старше 23 лет – 14 %.

К январю 1703 г. школа имела 300 учеников. В 1705 г. наибольшее число учеников представляли дети приказных (ловчих и конюхов) и церковных. В 1710 г. было принято 250 учеников. Из них дворянами был 41 ученик, а остальные ученики (209) были детьми гвардейских солдат. В 1711 г. было принято 500 учеников в возрасте от 15 до 33 лет, а в 1712 г. – 538 учеников. В 1715 г. из общего числа учеников (427) наибольшее число составляли дети солдат и унтер-офицеров – 194 ученика, детей дворян было 116.

Школа математических и навигацких наук выпускала молодых людей во все роды оружия и службы военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Ученики, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и т.п. К 1715 г. Школой математических и навигацких наук было подготовлено 1200 специалистов разных профилей.

В 1715 г. старшие классы школы были переведены в Санкт-Петербург. На их основе была создана Морская академия. Младшие классы остались в Москве.

Школа математических и навигацких наук была упразднена в 1753 г.

В конечном счете Школа математических и навигацких наук стала самым крупным в Европе училищем практической направленности.

Первые питомцы вышли из школы в 1703 г., когда было дано распоряжение направить в Воронеж «ради учения матросов из числа лучших учеников двух человек». Первый официальный выпуск состоялся в 1705 г. Было выпущено 64 человека.

В 1706 г. для продолжения учебы в Англию был отправлен Денис Спиридонович Калмыков. Стал адмиралом русского флота.

В 1707 г. был выпущен сын писца Иван Кириллович Кирилов (1689 – 1737). Дальнейшее образование получал в Амстердаме и Лондоне. Обер-секретарь Сената. Составитель первого атласа России. В 1715–1735 гг. руководил всей картографической деятельностью России.

В 1708–1711 гг. учился в школе Федор Сойманов. После этого пять лет учился в Голландии. Известен как первый русский гидрограф.

В Школе математических и навигацких наук учились Семен Челюскин, Степан Малыгин, братья Кошелевы, Петр Чаплин, Алексей Чириков, Иван Чириков, Василий Прончищев, Петр Скобельцын. Выпускник школы А.К. Нартов изобрел первый в мире токарный станок с суппортом. Выпускник школы И.Ф. Мичурин стал известным архитектором, составителем плана Москвы («Мичуринский» план). Выпускник школы Д.В. Ухтомский стал главным московским архитектором. Учился в школе и известный архитектор С.И. Чевакинский. 

День учреждения Школы математических и навигацких наук в современной России отмечается как День штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

  • Апраксин Фёдор Матвеевич, один из создателей Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, командовал русским флотом в Северной войне и Персидском походе;
  • Брюс Яков Вилимович, русский государственный деятель, военачальник, дипломат, инженер и учёный, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал, реформатор русской артиллерии, руководитель первого артиллерийского, инженерного и морского училища;
  • Головин Фёдор Алексеевич, сподвижник Петра I, боярин, глава внешнеполитического ведомства, генерал-адмирал и первый в России генерал-фельдмаршал, первый кавалер ордена Святого Андрея Первозванного;
  • Кошелев Иван Никитич, офицер российского императорского флота, мореплаватель, штурман, участник Великой Северной экспедиции в составе Обско-Енисейского отряда, во время экспедиции командовал ботом «Обь-Почтальон» и дубель-шлюпкой «Тобол»;
  • Малыгин Степан Гаврилович (Григорьевич), один из первых русских исследователей Арктики, автор первого руководства по навигации на русском языке, руководитель западного отряда Великой Северной экспедиции;
  • Романов (Тишайший) Алексей I Михайлович, второй русский царь из династии Романовых 1645 - 1676 годы, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Скобельцын Пётр Никифорович, геодезист, участник Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга;
  • Ухтомский Дмитрий Васильевич;
  • Чаплин Пётр Авраамович;
  • Чириков Алексей Ильич, русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор, исследователь, северной части Тихого океана, помощник Витуса Ионассена Беринга в Камчатских экспедициях.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10152 публикации
Сайт: gumrf.ru/news/1/news_250121_3.html
Поделиться:

Интересно:

День дипломатического работника
10.02.2025 09:04 Аналитика
День дипломатического работника
Профессиональный праздник — День дипломатического работника, отмечаемый в России ежегодно 10 февраля установлен Указом Президента Российской Федерации № 1279 от 31 октября 2002 года в ознаменование 200-летнего юбилея Министерства иностранных дел России. День дипломатического работника отмечается 10...
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
07.02.2025 16:40 Аналитика
Масленица в 2025 году: когда начинается, суть и традиции праздника
Масленица — многодневный народный праздник, начало которого зависит от даты празднования Пасхи. Какого числа в 2025 году начнется Масленица в России, описание, суть праздника и связанные с ним народные обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели — в материале. Масленица Масленица – это...
Что значат славянские имена
07.02.2025 12:46 Аналитика
Что значат славянские имена
Во времена Древней Руси именам придавали особое значение. Имена, оставшиеся в летописях и берестяных грамотах, не только хранят память о былом единстве славянских народов, но и позволяют современным исследователям узнавать больше...
Миссия дипломата Евфимия Путятина в Японии
07.02.2025 09:04 Аналитика
Миссия дипломата Евфимия Путятина в Японии
7 февраля 1855 года был подписан Симодский трактат между Россией и Японией. Согласно нему, Курильские острова объявлялись российскими.  Симодский трактат В храме Теракудзи города Симода в 1855 году от Рождества Христова 26 января (по старому стилю) или в первый год Ансэя, двенадцатого месяца в...
Копейка: такая изменчивая и постоянная
06.02.2025 13:34 Аналитика
Копейка: такая изменчивая и постоянная
Копейка — монета для России знаковая. Она участвовала в реформах, возвещала о наступлении мирных времен, считалась сокровищем. Успела побывать круглой, вытянутой, квадратной, металлической, бумажной, с орлами, соболями, гербом и вензелями, была легкой и супертяжелой...