3 октября 1812 года в ходе Отечественной войны завершился Тарутинский маневр русских войск. Это была блестящая операция, проведенная в исключительно сложных условиях.
После кровопролитного Бородинского сражения Кутузов принял очень трудное, но единственно верное в тех условиях решение – оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию: еще одного сражения русские войска могли попросту не выдержать. «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Но, если будет уничтожена армия, погибнут и Москва, и Россия», — сказал Кутузов генералам на военном совете в деревне Фили (сейчас в черте Москвы). Теперь главная задача фельдмаршала состояла в том, чтобы оторваться от шедшей за ним по пятам «Великой армии» Наполеона и найти подходящее безопасное место, чтобы встать лагерем. Используя передышку, следовало привести свои войска в порядок, дождаться прихода пополнений и вооружения, подготовить влившиеся в действующую армию подразделения ополченцев и молодых рекрутов.
Корпус генерала Николая Раевского и казачьи части получили приказ: демонстративно отступать в направлении Рязани, чтобы тем самым ввести в заблуждение французов. Раевский блестяще исполнил данное ему поручение. Французский авангард маршала Иоахима Мюрата, преследовавший русских, принял движение частей Раевского и казаков за основные силы Кутузова и двинулся за ними в погоню. Впрочем, русские и тогда провели заносчивого гасконца: сначала имитировали движение по Рязанской дороге, а потом… «растворились» в лесах. Тем временем, главные силы под предводительством Кутузова некоторое время шли в юго-восточном направлении (по Рязанской дороге) а затем внезапно для неприятеля свернули на юго-запад, на калужское направление.
Между тем, Мюрат терял драгоценное время, фактически упустив оппонента из-под носа. Наконец ему вторично удалось настичь русскую армию – на этот раз в районе Подольска. Впрочем, все атаки французов были отбиты арьергардом, которым командовал генерал Михаил Милорадович. Русские огнем и штыками перемалывали лихие наскоки французских кавалеристов, не позволив врагу расстроить ряды отступавшей армии. Тем временем, главные силы Кутузова благополучно дошли до Старой Калужской дороги, повернули на Калугу и, перейдя реку Нару, встали лагерем в селе Тарутино. Во время всего маневра Михаил Илларионович личным примером подбадривал солдат, вселял в них веру в грядущую победу, уверенно говорил о том, что оккупация Москвы продлится недолго, и враг будет разгромлен и изгнан из пределов России. В то же время фельдмаршал сурово пресекал паникерство и дезертирство.
В Тарутино Кутузов привел 85 тысяч солдат и офицеров, закаленных в походах, имевших богатый боевой опыт и, самое главное, сохранивших высокий моральный дух. В результате Тарутинского маневра русская армия вышла из-под удара неприятеля и заняла выгодную позицию для продолжения войны. Находясь в Тарутино, Кутузов прикрывал богатые людскими ресурсами и продовольствием южные районы России, тульский военно-промышленный комплекс и, одновременно, мог угрожать коммуникациям французов на Смоленской дороге. Французы же не могли беспрепятственно наступать из Москвы на Петербург, имея в тылу русскую армию. Кутузов фактически навязал Наполеону дальнейший ход кампании. Главное же, российский полководец, сохранив армию, получил все преимущества своего положения — хозяина на собственной земле.
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




