03.10.2025 17:16
Аналитика.
Просмотров всего: 1469; сегодня: 1.

Как большевики дело Петра I продолжили

Как большевики дело Петра I продолжили

3 октября 1918 года создана Астрахано-Каспийская военная флотилия, главной силой которой стали миноносцы и подлодки с Балтики.

Сегодня самую мощную военно-морскую силу на Каспийском море представляет Краснознаменная Каспийская флотилия ВМФ России. Это оперативное объединение является наследником Каспийской флотилии советского Военно-морского флота, которая, в свою очередь, ведет свою историю от Астрахано-Каспийской военной флотилии, созданной по решению Военного совета Астраханского края 3 октября 1918 года. Эта флотилия просуществовала всего девять месяцев, но все это время невероятно активно воевала, успев принять участие и в обороне Астрахани, и в обороне Царицына. И хотя в конце лета 1919 года флотилия вошла в состав вновь образованной Волжско-Каспийской военной флотилии, она стала ее ядром, а позднее превратилась в Каспийскую военную флотилию советского флота.

От Петра I до Николая II

История военно-морского присутствия России на Каспии началась в 1722 году во время петровского Персидского похода. Но надо сказать, что мысль завести собственный военный флот в Каспийском море посетила первого русского императора гораздо раньше. Казанское адмиралтейство, которому надлежало строить корабли и суда для этой цели, было основано петровским указом в 1704 году, а картографические работы, итогом которых стала сводная карта всего моря, проводились в 1714-1720 годах. В итоге, когда 20 июля (10 августа по н. ст.) 1722 года русская флотилия в составе 274 кораблей и судов вышла в Каспий, ее адмиралы точно понимали, куда и как им предстоит идти дальше.

Увы, завоевания Петра на побережье Каспия по большей части довольно скоро были утрачены, и русский флот покинул здешние берега. Но ненадолго: уже в 1871 году по указу Екатерины Великой генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин формирует на Каспийском море новую военную флотилию. К началу XIX века она стала серьезной силой, а после окончания Русско-персидской войны 1804-1813 годов — и вовсе единственной. Таковы были условия заключенного Гюлистанского мира: в нем прямо говорилось, что «кроме Российской Державы, никакая другая держава не может иметь на Каспийском море военного флага».

Такое положение сохранялось довольно долго, что неизбежно привело к упадку русской военной флотилии на Каспии. К началу XX века в составе было меньше двух десятков кораблей и судов, причем большинство из них устарели. Впрочем, их вполне хватало для обеспечения безопасности торговых и рыбных промыслов и транспортировки бакинской нефти, а большего от каспийских моряков и не требовалось. Поэтому, когда в начале 1918 года в северных прикаспийских районах развернулись боевые действия между сторонниками и противниками нового большевистского правительства, и тем, и другим пришлось создавать военно-морские силы на Каспии практически с нуля (хотя и в несколько разных условиях).

Вооружить все, что плавает!

Вооруженные силы юга России опирались на помощь союзников-британцев, не упустивших возможность перебросить в Каспийское море свои корабли из состава флотилии, базировавшейся на реке Тигр. Но серьезных боевых единиц среди них не было, так что британцам и деникинцам пришлось вооружать торговые корабли. Однако, честно говоря, в орудиях, которые на них можно было установить, нехватки не было. Хватало и самих кораблей, которые успели уйти из Астрахани и Баку. К началу 1919 года в руках англичан, контролировавших к тому времени практически все каспийское побережье, оказалась большая часть коммерческого флота Каспия — 147 торговых кораблей, два десятка из которых после вооружения вошли в состав британской военной флотилии.

Совсем в ином положении оказались революционные силы на северном берегу Каспия, прежде всего в Астрахани. Поскольку главной базой Каспийской флотилии до революции был порт Баку, то в их распоряжении оказались только небольшие суда — транспорты, портовые буксиры и катера. Но оставаться без военного присутствия на море новая власть не могла: Астрахань была ключом к Волге, по которой Советская Россия получала столь необходимое для нее продовольствие и топливо. Так что у революционных матросов, переброшенных в Астрахань из Новороссийска в марте 1918 года, не было иного выхода, кроме как ставить пушки и пулеметы даже на тот «москитный флот», который был в их распоряжении.

Переломным моментом стала осень 1918 года, когда на Каспии начались рейды английских и белогвардейских кораблей, сразу превратившиеся в серьезную угрозу. Для отражения их атак пришлось создавать уже не просто отряд вооруженных кораблей, а настоящую флотилию, которая могла бы противостоять этой опасности. Тогда-то Военный совет Астраханского края и принял решение создать на базе Военного флота Астраханского края, как именовались немногочисленные вооруженные суда, находившиеся в его распоряжении, Астрахано-Каспийскую военную флотилию. Соответствующее постановление было принято 3 октября 1918 года, а через десять дней особоуполномоченный Реввоенсовета, балтийский моряк Сергей Сакс, назначенный командующим новым соединением, издал приказ о формировании флотилии.

Балтийцы идут на помощь

В Реввоенсовете и Совнаркоме хорошо понимали, насколько велика опасность действующих на Каспии британского и белогвардейского флотов, а потому заранее побеспокоились о том, чтобы усилить Красный флот Каспийского моря настоящими боевыми судами. За два месяца до решения о создании Астрахано-Каспийской флотилии, 2 августа 1918 года из Петрограда на Волгу по Мариинской водной системе отправились миноносцы «Ретивый», «Прыткий», «Прочный» и «Поражающий». Чтобы провести такие крупные боевые корабли по многочисленным рекам и каналам, входящим в систему, с них пришлось снять орудия и погрузить на борт минимальный запас топлива; даже балластную воду пришлось откачать. Пушки вернулись на свои места только на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, откуда четыре миноносца по Волге спустились вниз и к началу октября прибыли на Каспий.

Миноносцы еще не завершили свой переход, а вслед за ними тем же путем вышли еще три эсминца более нового проекта. 23 сентября 1918 года из Петрограда в Астрахань отправились эсминцы «Деятельный», «Дельный», «Расторопный», которые прибыли к месту назначения 18 ноября и сразу же включились в боевую работу по поддержке сухопутных сил Красной армии с моря. А 15 октября с Балтики на Каспий ушли еще три эсминца — «Москвитянин», «Финн» и «Эмир Бухарский». Первый добрался до Астрахани 25 ноября, второй задержался и прибыл только в середине декабря, а вот третьему пришлось зимовать под Саратовом из-за сковавшего Волгу льда.

Чтобы превратить Астрахано-Каспийскую флотилию в настоящую боевую силу, Реввоенсовет принял решение пополнить ее состав и подводными лодками. Поскольку идея разместить на Каспии субмарины оформилась только в конце осени 1918 года, их не стали отправлять в дальний путь своим ходом по Мариинской водной системе, а перебросили по железной дороге. Опыт у российских моряков и железнодорожников имелся со времен переправки балтийских подлодок на Дальний Восток перед Русско-японской войной. Так что к началу декабря в Астрахань прибыли четыре подводные лодки проекта «Касатка»: одноименная головная субмарина и три более позднего выпуска — «Макрель», «Минога» и «Окунь». Правда, чтобы они беспрепятственно прошли по железной дороге, с подлодок пришлось отклепать надстройки, а в Астрахани вернуть их на место.

Предтеча Каспийской военной флотилии

К началу марта 1919 года Астрахано-Каспийская флотилия представляла собой грозную морскую силу. В ней насчитывалось 127 кораблей и судов и 2492 человека личного состава. Флотилия была разделена на три отряда, каждый из которых выполнял собственные задачи. Северный речной отряд действовал в районе Царицына, где складывалась напряженная обстановка, Южный – контролировал нижнее течение Волги от Царицына до Астрахани, а Морской – отвечал за оборону побережья с моря.

Среди серьезных успехов, которых удалось добиться морякам Астрахано-Каспийской военной флотилии, были участие в обороне Царицына, высадка десанта в бухте Старо-Теречной в районе порта Петровск (ныне Махачкала) и захват 30 апреля 1919 года форта Александровский на полуострове Мангышлак. Эта операция имела еще одно примечательное последствие. Четырьмя днями позже радисты форта получили радиограмму от командования Вооруженных сил Юга России с сообщением, что к ним направляется судно «Лейла» с делегацией руководства ВСЮР, отправленной на переговоры с адмиралом Александром Колчаком. Форт подтвердил готовность принять судно, после чего на подходе к Александровскому оно было перехвачено кораблями флотилии. Вся делегация вместе с важными документами попала в плен, и только один человек — глава делегации, легендарный офицер, один из лидеров Белого движения, генерал-майор Алексей Гришин-Алмазов — застрелился, чтобы не попасть красным в руки.

Когда Красная армия оставила Царицын, корабли флотилии оказались разделены: Северный отряд ушел вверх по Волге, а Южный вернулся к Астрахани и вместе с Морским принял участие в обороне дельты Волги. 31 июля 1919 года флотилия была объединена с Волжской военной флотилией и получила название Волжско-Каспийской военной флотилии. Это объединение просуществовало до июля 1920 года и участвовало в освобождении берегов Каспия от английских интервентов и остатков Белой армии. В конце июля флотилия слилась с Красным флотом Советского Азербайджана, и это соединение стало называться Морскими силами Каспийского моря, а с 27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилией.

Автор: Трофимов Антон. Портал "История.РФ"

Изображение (фото): casp-geo.ru


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Водный транспорт, История, Памятные даты, праздники, юбилеи, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Астраханская область, Волгоградская область, Дагестан Республика, Краснодарский край, Нижегородская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Астраханская область - Астрахань, Волгоградская область - Волгоград, Дагестан Республика - Махачкала, Нижегородская область - Нижний Новгород, Татарстан Республика - Казань
Сайты городов субъектов РФ: Краснодарский край - Новороссийск
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Азербайджан, Великобритания, Иран, Россия, Япония
Сайты столиц стран: Азербайджан - Баку
Сайты регионов мира: Азия Юго-Восточная, Ближний Восток, Европа Центральная, Кавказ
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Европейский союз, ОПЕК - Организация стран - экспортёров нефти, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12125 публикаций
Сайт: histrf.ru/read/articles/kak-bolshieviki-dielo-pietra-i-prodolzhili
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...