28.03.2025 18:16
Аналитика.
Просмотров всего: 3837; сегодня: 48.

Марина Раскова - крестная мать «ночных ведьм»

Марина Раскова - крестная мать «ночных ведьм»

28 марта 1912 года родилась легендарная лётчица-штурман, одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза, Марина Михайловна Раскова.

Пять фактов из биографии летчицы, стоявшей у истоков женских авиаполков Великой Отечественной войны.

Одна из трех первых обладательниц высшей советской награды — звания Героя Советского Союза, участница легендарного сверхдальнего перелета самолета АНТ-34 «Родина», создательница знаменитых женских авиаполков времен Великой Отечественной войны… Все это сказано об одном человеке — Марине Расковой. Она стала тем образцом, который вдохновлял и вдохновляет тысячи девушек воплотить в реальность мечту о небе. Впрочем, сама Марина поначалу совершенно не стремилась стать летчицей, тем более легендарной.

Музыкальное наследство

У родившейся в семье Михаила и Анны Малининых 28 (15 по ст. ст.) марта 1912 года дочери Марины довольно рано обнаружили абсолютный слух. В этом не было ничего удивительного, ведь семья была музыкальной: отец довольно долго служил на оперных подмостках, был артистом знаменитой Частной оперы под патронатом купца Саввы Мамонтова, а мать, хоть и была преподавателем французского, тоже отличалась тонким знанием музыки. И поначалу девочке прочили вокальную карьеру; во всяком случае, ее рано отдали в Пушкинскую музыкальную школу, а позднее она сумела поступить на детское отделение Московской консерватории. Но гибель отца в 1919 году и небольшие заработки матери привели к тому, что сразу после окончания девятилетней школы Марина вынуждена была идти зарабатывать. В 1928 году она устроилась практиканткой в лабораторию Бутырского анилинокрасочного завода, а после сдачи квалификации получила должность химика-лаборанта-аналитика. На заводе она и познакомилась с будущим мужем — Сергеем Расковым, за которого через год вышла замуж, а уже в 1930-м в их семье появилась дочь Таня.

Дорога в облака

Будучи неплохим чертежником, Марина, взявшая фамилию мужа, подрабатывала, делая дома чертежи на заказ, которые ей время от времени приносил старший брат Роман. Именно через него в 1932 году ей и передали предложение занять место лаборанта аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. И если поначалу никакого стремления в небо у молодой лаборантки не было, то после назначения на должность начальника лаборатории легендарного штурмана и участника сверхдальних перелетов Александра Белякова ситуация поменялась. Марина Раскова, как вспоминали и она сама, и ее мать, почувствовала увлеченность начальника небом и стала проявлять заметный интерес к штурманскому делу. А вскоре поступила на заочное отделение Ленинградского авиационного института, готовившего специалистов гражданской авиации. В 1934 году она получила штурманскую специальность, а годом позже прошла обучение летному делу в Центральном аэроклубе в Москве, получив вторую летную специальность.

Рекордсменка Раскова

Именно как член московского аэроклуба Марина Раскова стала участницей своего первого рекордного полета. В августе 1935 года ее как штурмана и летчика, уже имевшего неплохой опыт (в мае Расковой даже было доверено сидеть за штурвалом одного из самолетов, участвовавших в параде и пролетавшего над Красной площадью), пригласили участвовать в единственном в истории мировой авиации групповом женском перелете. На шести легких самолетах АИР-6 конструкции Александра Яковлева женская команда под руководством Агнессы Кадацкой перелетела из Ленинграда в Москву. 25 июля 1937 года на таком же АИР-6, как и два года назад, она участвовала в групповой воздушной гонке по маршруту Москва – Севастополь – Москва, а всего через три месяца, 24 октября в качестве штурмана вместе с летчицей Валентиной Гризодубовой совершила дальний перелет Москва – Актюбинск на легком гоночном самолете АИР-12. Женский экипаж за 7 часов 23 минуты преодолел без посадки 1444 км, что вдвое превысило прежний международный рекорд. А 2 июля 1938 года Марина Раскова в качестве штурмана-радиста участвовала в рекордном беспосадочном перелете по маршруту Севастополь – Киев – Новгород – Архангельск на самолете-амфибии МП-1 — пассажирском варианте морского разведчика МБР-2. Экипаж под командованием летчицы Полины Осипенко и со вторым пилотом Верой Ломако преодолел расстояние в 2416 км за 10 часов 33 минуты, поставив сразу два мировых рекорда: скорости и времени беспосадочного перелета.

Сверхдальняя «Родина»

Главным авиационным рекордом Марины Расковой, который прославил ее имя на весь Советский Союз, стал сверхдальний перелет женского военного экипажа на самолете «Родина». В это воздушное путешествие Марина отправилась с двумя уже хорошо знакомыми ей по предыдущим рекордным перелетам летчицами — командиром экипажа Валентиной Гризодубовой и вторым пилотом Полиной Осипенко. Полет стал во многом экстремальным, отчего и завершился вынужденной посадкой в тайге неподалеку от поселка Керби, но самые тяжелые испытания выпали на долю именно Расковой. Перед тем как идти на вынужденную, командир «Родины» приказала Марине прыгать с парашютом: штурманская кабина находилась в носовой части самолета и наверняка пострадала бы при жесткой посадке, а перехода из нее в основную часть фюзеляжа не было. В итоге штурман Раскова десять дней блуждала по тайге, имея при себе только две плитки шоколада и пистолет, стрельбой из которого она отпугивала медведей. К тому же во время приземления летчица потеряла один унт и вынуждена была сооружать обувку из подручных материалов.

Не долетевшая до войны

Пройдя курс реабилитации после перелета, Марина Раскова возглавила Управление международных линий СССР, одновременно оставаясь в кадрах НКВД. В контрразведке она служила с 1937 года, а в 1940 году была назначена уполномоченным во 2 отделение 4 отдела ГУГБ НКВД СССР по контрразведывательному обеспечению авиации. После начала Великой Отечественной войны легендарная летчица, которой благоволил Сталин, добилась разрешения на создание женских авиачастей. 15 октября 1941 года по приказу наркома обороны Раскова начала формирование трех авиаполков: 586-го истребительного, 588-го ночного бомбардировочного и 587-го бомбардировочного, причем последний она сама же и возглавила. Этот полк поначалу учился летать на легких бомбардировщиках Су-2, но когда в апреле 1942-го первые 16 экипажей закончили обучение, эти самолеты уже практически перестали применяться в бомбардировочных частях, и девушкам пришлось переучиваться на пикирующие бомбардировщики Пе-2. На одном из них 4 января по пути из Энгельса на фронт и разбилась майор ВВС Марина Раскова. Весь личный состав со всеми самолетами уже перелетел к месту базирования под Сталинград, а командир полка осталась принимать после ремонта последние три машины. Во время полета в густой облачности ее Пе-2 врезался в крутой берег Волги; весь экипаж погиб. Прах Марины Расковой был торжественно захоронен в Кремлевской стене 12 января 1943 года, а среди тех, кто нес погребальную урну, был и маршал Советского Союза Семен Буденный.

Текст: Трофимов Антон. Портал "История.РФ" 

Изображение (фото): из открытых источников


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: Авиация, Женское лидерство, История, Памятные даты, праздники, юбилеи, Патриотизм, Силовые структуры, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Архангельская область, Волгоградская область, Москва, Новгородская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Севастополь
Сайты столиц субъектов РФ: Архангельская область - Архангельск, Новгородская область - Великий Новгород
Сайты городов субъектов РФ: Саратовская область - Энгельс
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Казахстан, Россия, СССР, Украина
Сайты столиц стран: Украина - Киев
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Восточная
Сайты объединений стран: БРИКС (BRICS), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10858 публикаций
Сайт: histrf.ru/read/articles/marina-raskova-kriestnaia-mat-nochnykh-viedm
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг.
20.04.2025 12:12 Аналитика
К годовщине завершения битвы за Москву 1941–1942 гг
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план "Барбаросса"». Маршал Г. К. Жуков  В начале сентября 1941 г. немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. План операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга. 30 сентября 1941 г. началась Московская стратегическая оборонительная операция. В результате кровопролитных боёв и упорного сопротивления советских войск в ноябре 1941 г. наступление немцев было остановлено. А 5-6 декабря 1941 г., когда стало ясно, что наступательные возможности противника исчерпаны, советские войска перешли в контрнаступление. В...
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
18.04.2025 16:19 Мероприятия
Мосгордума объявила о запуске патриотического проекта
Масштабный патриотический проект «Города-герои – города героев», приуроченный к юбилейным датам присвоения званий «Городов-Героев», «Крепости-Героя» и 80-летию Великой Победы, реализуется Мосгордумой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина. В ходе пресс-конференции в Пресс-центре ТАСС Председатель столичного парламента Алексей Шапошников представил участников проекта, рассказал о маршрутах автопробега по городам-героям на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, а также о запланированных гражданско-патриотических и мемориальных акциях. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «Проект «Города-герои – города героев» объединяет города, чьи улицы помнят подвиги, а земля хранит историю мужества и самоотверженности. Наша цель – напомнить о героях, сохранить правду о Великой Отечественной войне и передать эту...
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
17.04.2025 17:21 Аналитика
«Одна на всех Победа»: Вклад таджикского народа в Великую Победу
С первых дней войны таджикский народ проявил готовность защитить страну от опасности, нависшей над Родиной. Уже к 7 июля 1941-го в один только городской военкомат Сталинабада (ныне Душанбе) поступило 2503 таких заявления, из них 745 — от женщин. Всего с 1941 по 1945 годы из республики на фронты было призвано 289 тысяч человек. Еще 45 тысяч таджикистанцев были отправлены на трудовой фронт. В годы Великой Отечественной войны из 1,5 миллионов населения Таджикской ССР за победу над врагом отдала жизни 100 тысяч бойцов и командиров Красной армии, в том числе около 30 тысяч таджиков. В Таджикистане создавались крупные военные подразделения, которые в полной боевой готовности уходили прямо на фронт. К ноябрю в республике было сформировано несколько национальных бригад: стрелковые и кавалерийские. Из Таджикистана в октябре 1941 выехала на фронт прославленная в боях гражданской войны 20-я...
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
17.04.2025 11:08 Персоны
Герой ВОВ Сатым Нурметов из Узбекской ССР. Вспомним героя
Как известно, бойцы из Средней Азии на фронтах Великой Отечественной войны воевало не мало, многие не вернулись, но почти все воевали достойно, а некоторые – геройски. Не будем делить на «наших» и «ваших» - все ветераны ВОВ – наши, и сегодня расскажем об одном из них – Нурметове Сатыме Нурметовиче. Родился Сатым 15 июня 1925 года в узбекском городе Хива, работал электромонтером, с февраля 1943 года, когда ему еще не было 18-ти лет ушел на фронт. Правда, в наградных документах год рождения указан как 1924, но это скорее всего уловка, чтобы попасть на фронт поскорее, так делали многие советские парни. Воевал на 3 Белорусском фронте, дослужился до командира отделения 51-го гвардейского отдельного саперного батальона 13-го гвардейского стрелкового корпуса 43-й армии. Отличился Сатым 7 апреля 1945 года в боях за город Кенигсберг (сейчас – Калининград), когда вместе с четырьмя саперами зашел...
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
16.04.2025 17:16 Новости
Солдатский медальон красноармейца Тукена Мендышева передан родным
В Государственном военно-историческом музее Вооруженных сил Республики Казахстан в г. Астане прошла церемония передачи солдатского медальона родственникам Тукена Мендышева, солдата Великой Отечественной войны, считавшегося без вести пропавшим с декабря 1943 года. Медальон был найден 7 мая 2024 года в ходе поисковых работ в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» недалеко от урочища Макарьевская пустынь Тосненского района Ленинградской области. Нашла его Ольга Байбородова из Ижевска, член Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг», при подъёме останков погибшего. Из личных вещей бойца также были найдены подсумок для патронов, ложка, спичечница, опасная бритва, пуговицы, красноармейская звёздочка, ключ от винтовки СВТ и пряжки. С помощью экспертизы, которую провели специалисты Всероссийского информационно-поискового центра в г. Казань, удалось установить...