25.04.2012 10:13
Новости.
Просмотров всего: 11681; сегодня: 1.

Россия рискует остаться без воздушно-космической обороны

В результате ликвидации Академии ВКО (воздушно-космической обороны) в Твери соответствующий указ Президента РФ Дмитрия Медведева по созданию нового вида вооруженных сил (ВКО) рискует быть проваленным.

Напомним, что 5 апреля гражданских сотрудников Тверской военной академии ВКО ознакомили с документами о сокращении штатов, согласно которым более 700 человек с 1 июля 2012 г. должны быть уволены. По сути, это означает плановое расформирование академии, поскольку с 1 июля 2012 г. вместо академии должны остаться лишь лаборатории, где предполагается доучивать иностранных слушателей. Что касается кадровых военных, то им, судя по всему, предложат служить в другом месте, в схожих по профилю военных учебных заведениях. Однако исходя из имеющегося опыта расформирования академий, большинство представителей военной профессуры не оставят свои тверские квартиры и просто выйдут на пенсию.

Вопрос в том, кто будет готовить кадры для создаваемого нового вида вооруженных сил – ВКО. Кто-то скажет, что в случае необходимости Академию ВКО в Твери можно будет быстро восстановить. Но такое мнение ошибочно, поскольку, во-первых, личный состав академии может просто разъехаться (его могут перекупить те страны, чьи слушатели учились в ее стенах), а во-вторых, при ликвидации этого высшего военного учебного заведения неизбежно будет уничтожено уникальное стационарное оборудование, которое просто нельзя вывезти.

Тем не менее, пока речь идет именно о ликвидации Академии ВКО. Ранее высказывались соображения, что специалистов ПВО можно будет готовить в Военной академии ПВО в Смоленске, а офицеров ПРО – в Военно-космической академии войск им. Можайского в Санкт-Петербурге. Как известно, именно в последнюю несколькими годами ранее РКО (ракетно-космическая оборона или ПРО) и была передана из Академии ВКО. Большинство специалистов туда не поехали. Можно ли надеяться на то, что фактически на пустом месте представители космических войск, имеющие совсем иные, нежели специалисты РКО, задачи по наблюдению за пусками баллистических ракет вероятного противника, смогут наладить обучение в этой сфере?

Впрочем, ключевую значимость, исходя из опыта всех конфликтов последних десятилетий, играет ПВО. Войны против Ирака, Югославии и Ливии наглядно показали, что воздушными ударами противник может заметно ослабить противостоящую ему группировку и добиться поставленных результатов.

Сможет ли в такой ситуации восполнить потерю от ликвидации Академии ВКО Смоленская академия ПВО? Нет, ведь в последней готовят лишь специалистов для армейской ПВО. То есть, им ставятся задачи прикрытия отдельного подразделения, скажем, полка (главным образом от низколетящих целей вроде штурмовиков). И они технически не приспособлены к выполнению задач по отражению воздушных ударов по территории всей страны.

К примеру, в Академии Воздушно-космической обороны отрабатывались задачи по отражению агрессии вероятного противника при взаимодействии зенитно-ракетных войск (ЗРВ) с истребительной авиацией ПВО. Скажем, при вторжении воздушных сил противника на том или ином участке предполагалось не отражать эти удары пассивно с помощью ЗРВ, а встречать их своими истребителями, не выпуская инициативу из рук. Смогут ли реализовать эту задачу специалисты армейской ПВО, которые никогда не работали во взаимодействии с летчиками-перехватчиками? Будут ли они способны отразить удары с массированным применением баллистических и крылатых ракет, да еще в рамках всей страны?

Кто-то скажет, что офицеров для общей, неармейской ПВО можно будет готовить в рамках Ярославского зенитно-ракетного училища. Но следует заметить различие в самом уровне подготовки на академическом и училищном уровне. Как известно, из училища выпускают младших офицеров, которые впоследствии, получив опыт в войсках, идут в академию, где и происходит дальнейшая подготовка офицеров высшего звена, а это уже совсем иной уровень. Смогут ли вчерашние лейтенанты без необходимой академической подготовки (в том числе подразумевающей обобщение опыта и разработку ответов на новые вызовы вероятного противника) стать действительно подготовленными кадрами ВКО?

Как известно, существует план, согласно которому в стране должно остаться всего 10 военных академий. На вопрос «почему» никто не дает внятного ответа. Тем не менее, в столь важном вопросе следовало бы руководствоваться не финансовыми соображениями (к тому же на ликвидации одной академии много не сэкономишь), а более глобальным видением ситуации.

Совершенно ясно, что в любом случае специалистов ВКО следовало бы готовить «под одной крышей», в рамках единого военно-учебного заведения, каким и является до сих пор Академия ВКО. В противном случае мы можем столкнуться с массой несогласованностей. И вообще, для чего городить огород и ломать уже работающую схему подготовки кадров ВКО?

С другой стороны, при расформировании Академии ВКО Россия может даже потерять миллиарды долларов. Достаточно указать на то, что академический статус подготовки очень много значит для иностранных специалистов, которые там еще обучаются. И если вместо академии оставят «лаборатории», это их вряд ли устроит. Даже в том случае, если над ними временно оставят вывеску «Академия».

Для иностранных специалистов важнейшее значение имеет как раз обучение в Академии ВКО, подразумевающее многоплановую подготовку для отражения современных угроз. И в случае ее ликвидации уже в скором времени начнутся отказы от развития военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией, поскольку смысла закупать дорогостоящее «железо» без должной подготовки личного состава нет. А это потеря миллиардов и миллиардов долларов, поскольку выручка от продажи средств ПВО в рамках ВТС составляет не менее трети.

Тем более, что соответствующую альтернативу в обозримой перспективе может дать Китай, который, в отличие от нас, относится к обороне своего воздушного пространства куда более внимательно и не допускает опасных экспериментов.


Ньюсмейкер: Русская планета — 57 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...