01.10.2019 17:40
Аналитика.
Просмотров всего: 23604; сегодня: 5.

Великий петербургский переплетчик А. Шнель

Великий петербургский переплетчик А. Шнель

Настоящее имя великого петербургского переплетчика рубежа XIX и XX веков А.А. Шнеля практически осталось неразгаданным для русской библиографии. Мнения исследователейо его творчества разделились: одни называют его Александром (и даже Антон Павлович Чехов), вторые — Артуром, третьи — Артулем , а его рекламные объявления в прессе выглядели так: «Переплетная мастерская А.А. Шнель. Морская, 28 в Санкт-Петербурге — официальный поставщик двора Его Императорского Величества. Изготовление владельческих, особо роскошных и художественных переплетов ремесленным способом».

Известно, что А.А. Шнель, немец по национальности лютеранского вероисповедания, родился в 1853 году, был подданным Австро-Венгерской империи. Приехал он в Санкт-Петербург из Будапешта в возрасте около тридцати лет без единого гроша в поисках счастья. Уже вскоре он женился на дочери старого переплетчика Фридриха Редигера, имевшего мастерскую по адресу: Большая Конюшенная, 7. Шнель решил идти по стопам тестя и в июне 1885 года основал собственную мастерскую по адресу: Большая Морская 28, в доходном доме генерала И.Ф. Тутолмина.

Тут следует заметить, что в конце XIX века появилось оборудование, которое сделало возможным прогресс в переплетно-брошюровочном процессе и деление на более узкие специализированные предприятия по изготовлению конторских книг, учебников, альбомов, бюваров и т.д. Развиваются большие переплетные заведения, занимающиеся изготовлением массовых переплетов для различных издательских фирм. Если мастерская А. Шнеля, занимавшаяся изготовлением переплетов вручную, насчитывала 20-30 человек, то фабричное заведение О. Кирхнера, например, насчитывало 250 рабочих и 120 машин. Однако вкусы богатых требовали штучного товара, и Шнель быстро находит ключ к художественным запросам новых заказчиков. Нарочито простое орнаментальное тиснение на внешних сторонах крышек с избытком покрывалось богатым тиснением по цельнокожаной дублюре, а иногда и по цельнокожаному форзацу. Широко применялись аппликации, мозаика. Крышки украшались орнаментом в стиле «Модерн», вошедшим в моду в 90-х годах. Наряду с этим переплетчики использовали старые западные мотивы — «лионское плетение», «кружевной стиль» Дерома и другие. При этом необходимо всегда уточнять, что если на переплете стоит фамилия одного из владельцев переплетных фирм, то переплет выполняется далеко не всегда по их рисунку, или ими самими. Они располагали большим штатом художников и мастеров-позолотчиков. Известен лишь один переплет мастерской А. Шнеля, на котором указаны фамилия художника и позолотчика. Это переплет «Золотой книги» (Почетной книги) Первой Всероссийской выставки печатного дела. Внизу верхней крышки стоит справа «рис. арх. и. ропет», посредине — «позол. А. Конюшевский, справа — перепл. А. Шнель». Во всех остальных фамилии художников и позолотчиков скрывала обезличивающая фамилия владельца мастерской.

Для оформления книг использовались лучшие материалы: бархат, шелк, муар, различные виды кожи. В числе особым образом обработанных кож часто применялся сафьян, материалом для которого служат козьи или овечьи шкуры (лучший сафьян изготавливался из шкуры африканской козы). Лайковые переплеты делались из шкур ягнят или козлят. Изысканными считались переплеты, сделанные из опойка — шкуры новорожденного (не старше месяца) теленка. В особых экземплярах на внутреннюю сторону крышек книги, в качестве дополнительного украшения наклеивались так называемые дублюры (от французского doublure — подкладка) из шелка или кожи, дублирующие форзац. Первоначально они имели лишь технологическое значение. При украшении переплетов применялось ручное тиснение, не только блинтовое, дающее углубленное изображение, но и конгревное, со штампом и контрштампом, при котором изображение получалось рельефным. Нередко в оформлении переплета использовался металл — золото, серебро, бронза, даже платина, — а также кость. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями. Для переплетов изданий по военной тематике использовались подлинные знаки различия, награды и воинские символы — полковые нагрудные знаки, орденские ленты, погоны и т.п. В подарочных экземплярах важным дополнительным элементом книги был футляр-box, в котором издание подносилось членам Императорской семьи. Книга и футляр должны были составлять по стилю единое целое. И наконец, своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг — ляссе (от французского laisser, имеющего много значений, в том числе «оставлять» и «закладывать»).

Клиентом мастерской был сам император Николай II, члены его семьи (библиотека Великого князя Алексея Александровича наполовину была в шнелевских переплетах), великие писатели, деятели культуры.

Заслуги мастерской были по достоинству оценены и в 1909 году мастерская получила статус поставщика двора Его Императорского Величества.

При всем вышеуказанном, мастерская Шнеля позиционировала себя как соединяющее дешевое производство с художественным. Бралась за любую работу. Например, в 1898 г. переплетная мастерская А.А. Шнеля осуществила переплетные работы для Музея антропологии и этнографии на 49 рублей. В 1903 г. мастерской А.А. Шнеля были заказаны папки, паспарту (на 49 рублей), рамки для буддийских картин (на 43 рубля), а также переплеты принадлежащих музею книг на 73 рубля 55 копеек.

Мастерская выпускала недорогую «бумагу для любительских переплетов» (стилизованную под ручные оттиски деревянных штампов на декоративных бумагах XVIII в.). Хотя сама мастерская в своих переплетах использовала бумагу с классическими пятнистыми и гребневыми узорами («павлиний глаз», «фонтан», «французский завиток» и др.).

Другим направлением было изготовление переплетов для журналов. Очень часто стоимость таких работ включалась в цену подписки.

В первую очередь за эту деятельность (сочетание недорого с художественным) мастерская получила высокие награды:

• Большую золотую медаль Первой Всероссийской выставки печатного дела (Санкт-Петербург, 1895 г.);

• Золотую медаль Всероссийской промышленной и художественной выставке (Нижний Новгород, 1896 г.).

В июне 1905 года мастерская Шнеля отпраздновала свое двадцатилетие. К этой дате была издана книга «Художественные переплеты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплетной мастерской А. Шнель» (Санкт-Петербург, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905). Она содержала 36 таблиц с работами мастерской. Предисловие написал известный коллекционер и клиент фирмы В.А. Верещагин.

В 1914 году, после начала первой мировой войны, австрийский подданный А. Шнель принимает решение вернуться в родной Будапешт. С собой он берет старшую дочь Анну и младшего сына Фёдора.

Остальных членов его семьи - бывшую супругу с детьми - высылают в Пензенскую губернию (Нижний Ломов), как австро-венгерских подданных, хотя родились они в Санкт-Петербурге.

Мастерская Шнеля в Петрограде существовала еще до 1917 года. В журнале «Старые годы» за 1916 г. можно найти объявление, что редакция журнала рекомендует своим подписчикам специально выработанный тип переплёта-картонажа с особой бумагой по старинному образцу. Всю подписку за год можно было переплести в четыре тома, по цене 75 копеек за том. Обращаться в мастерскую Шнель.

После 1917 года следы великого переплетчика полностью теряются.


Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов (внутр. сторона), 1896 год
Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов (внутр. сторона), 1896 год

Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов, (внутр. стор. со штампом),1896 г.
Переплетная А.А. Шнель, художественный переплет книжки страхования жизни Российского общества застрахования капиталов и доходов, (внутр. стор. со штампом),1896 г.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...