12.04.2022 14:56
Новости.
Просмотров всего: 15087; сегодня: 6.

В ЛЭТИ разработали датчик для навигации космической техники

В ЛЭТИ разработали датчик для навигации космической техники

Созданный в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» датчик работает на новых физических принципах, которые позволят авиационной и космической технике ориентироваться в условиях сильных вибраций и перегрузок.

Датчики угловой скорости используются в системах управления различных летательных аппаратов – ракет, самолетов, вертолетов и других. Без них невозможна работа авиационной и космической техники, поскольку такие сенсоры позволяют ориентироваться в пространстве с помощью измерения угловых скоростей объектов.

Поэтому на рынке летательных аппаратов существует серьезная потребность в сенсорах угловой скорости, которые отличаются компактностью, способностью работать в сложных условиях. Объем рынка такой продукции оценивается в 5 млрд рублей и продолжает увеличиваться. Однако сегодня основные производители датчиков для измерения угловой скорости расположены в Европе и США.

«Мы разработали макет чувствительного элемента твердотельного сенсора угловой скорости. Принцип его работы основан на прогрессивном физическом принципе – выявлении изменения поляризации объемных акустических волн. Это позволяет ему измерять скорость в широком диапазоне (как низкие значения угловых скоростей, так и высокие) и в то же время быть очень компактным», – рассказывает ассистент кафедры электроакустики и ультразвуковой техники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ясемин Староверова.

В ходе разработки датчика ученые провели ряд фундаментальных и теоретических исследований с целью изучить особенности распространения объемных акустических волн во вращающихся твердых средах. На основе теоретических разработок был создан макет сенсора угловой скорости, испытания которого были успешно выполнены.

Устройство работает по следующему принципу: на противоположных торцах твердотельного звукопровода расположены излучатель, создающий объемную акустическую волну, и приемник этих колебаний. При появлении вращения угол поворота вектора поляризации увеличивается пропорционально угловой скорости вращения объекта и таким образом фиксируется угловая скорость.

«Наша разработка может использоваться в системах ориентации и навигации авиационной и космической техники для измерения угловой скорости вращения объекта. Она отличается потенциальной способностью функционировать в условиях вибраций и перегрузок и обладает при этом большим динамическим диапазоном измеряемой угловой скорости. Помимо этого, полученный образец изготавливается исключительно из отечественных компонентов, поэтому полностью отвечает тенденциям импортозамещения», – добавляет Ясемин Староверова.

Ученые ЛЭТИ отмечают, что аналогов, построенных на предлагаемом физическом принципе, нет – данный способ измерения угловой скорости вращения обладает новизной мирового уровня. Это стало возможным благодаря использованию принципов, основанных на измерении объемных акустических волн. Разработка запатентована в РФ (патент РФ на изобретение №2397445). В дальнейшем планируется коммерциализация разработанного сенсора.


Ньюсмейкер: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» — 42 публикации
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...