06.10.2023 09:20
Новости.
Просмотров всего: 7183; сегодня: 4.

Об участии С. Макарова в Ахалтекинской экспедиции рассказали в РГАВМФ

Об участии С. Макарова в Ахалтекинской экспедиции рассказали в РГАВМФ

В 1860-е – начале 1870-х гг. Российская империя распространила свое влияние в Средней Азии на Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират. Продвижение России в регионе воспринималось английскими властями как угроза интересам Британской империи. В свою очередь, Россия стремилась не допустить усиления английского влияния в Средней Азии.

С этой целью в Туркестанский край в 1879 г. были отправлены войска под командованием генерала Н.П. Ломакина для захвата Ахалтекинского оазиса. В виду слабой подготовки этого похода и ожесточенного сопротивления текинских племен русские войска потерпели поражение под стенами крепости Геок-Тепе и были вынуждены отступить. На следующий год была предпринята новая попытка. Командующим войсками экспедиции был назначен герой Русско-турецкой войны 1877–1878 генерал-лейтенант М.Д. Скобелев. По его инициативе заведовать морскими силами экспедиции был приглашен еще один участник недавней войны с Турцией – капитан 2 ранга С.О. Макаров.

Весной 1880 г. Макаров прибыл в Михайловский залив на Восточном берегу Каспийского моря, где была устроена база экспедиции. 23 мая приказом М.Д. Скобелева он был назначен начальником Морской части при войсках, действующих в Закаспийском крае. В его подчинении находились: суда Каспийской флотилии, занимавшиеся доставкой военных грузов, перевозкой больных и раненых, 4 паровых катера, присланные из Санкт-Петербурга, и прибывший из Кронштадта отряд моряков в составе лейтенанта Н.Н. Шемана, мичмана Е.Н. Голикова, поручика Корпуса инженер-механиков Н.О. фон Эльснера и 28 нижних чинов. По распоряжению Скобелева из снятых с паровых катеров картечниц системы Фарингтона была сформирована Морская батарея под начальством лейтенанта Н.Н. Шемана, которая впоследствии приняла участие во всех боевых столкновениях с текинцами.

Помимо организации грузовых перевозок по Каспийскому морю и снабжения войск экспедиции, С.О. Макаров занимался исследованиями реки Атрек и Кара-Бугазского залива, а также приобретением и ремонтом дополнительных барж. В своих письмах и донесениях на имя управляющего Морским министерством он регулярно сообщал о ходе Ахалтекинской экспедиции, особое внимание уделяя действиям морских команд и судов Каспийской флотилии. С конца 1880 г. Макаров был назначен воинским начальником в Красноводске и временно исполнял часть обязанностей по управлению Закаспийским военным отделом.

Тем временем сухопутные войска продвигались вглубь материка. В декабре они подошли к крепости Геок-Тепе, являвшейся конечным пунктом экспедиции, и блокировали ее. Попытки текинских войск прорвать окружение не увенчались успехом. 12 января 1881 г. произошел генеральный штурм, в ходе которого крепость Геок-Тепе была взята.

М.Д. Скобелев высоко оценил роль моряков и их участие в Ахалтекинской экспедиции. В телеграммах к С.О. Макарову, в скором времени после победного штурма, он писал: «Благодарю гарнизон и вас, каспийских моряков, за внимание. Моряки были здесь героями» и «Сердечно благодарю за внимание. Моряки молодцами вели себя при осаде и на штурме». Позднее им был издан специальный приказ, содержащий следующие слова: «В обстановке, для них совершенно чуждой, моряки еще раз доказали, как в незабвенные дни Севастополя и Турецкой войны, что им по плечу все славное, доблестное, молодецкое. Участвуя во всех крупных делах экспедиции, Морская батарея показала себя на высоте доблестных преданий нашего флота и кровью закрепила за собой свою заслуженную славу. От глубины сердца и убеждения благодарю флигель-адъютанта, капитана 2 ранга Макарова, командира батареи лейтенанта Шемана, мичманов Голикова и Майера. Молодцам–матросам еще раз спасибо, они доблестно исполнили долг присяги и службы, гордо могут смотреть в глаза товарищам».

За деятельное участие в экспедиции С.О. Макаров был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и медалью «За взятие штурмом Геок-Тепе», а Скобелев, в знак своего особенного расположения, обменялся с ним Георгиевскими крестами.

Текст: В.П. Ципленкин, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Флигель-адъютант, капитан 2 ранга С.О. Макаров. [1878–1879 гг.]. Фотография. РГАВМФ
Флигель-адъютант, капитан 2 ранга С.О. Макаров. [1878–1879 гг.]. Фотография. РГАВМФ

Генерал-лейтенант М.Д. Скобелев. 1877–1878 гг. Гравюра Ю. Барановского по рисунку П.Ф. Бореля. Иллюстрированная хроника войны 1877. Т. 1. СПб., 1877
Генерал-лейтенант М.Д. Скобелев. 1877–1878 гг. Гравюра Ю. Барановского по рисунку П.Ф. Бореля. Иллюстрированная хроника войны 1877. Т. 1. СПб., 1877

М.Д. Скобелев (в центре) с группой русских военных. Туркестан. 1880–1881 гг. Фотография. РГАВМФ
М.Д. Скобелев (в центре) с группой русских военных. Туркестан. 1880–1881 гг. Фотография. РГАВМФ

Личный состав Морской батареи. Туркестан. 1880 г. Фотография. РГАВМФ
Личный состав Морской батареи. Туркестан. 1880 г. Фотография. РГАВМФ

Русские военные около пристани в Михайловском заливе. Каспийское море. 1880 г. Фотография. РГАВМФ
Русские военные около пристани в Михайловском заливе. Каспийское море. 1880 г. Фотография. РГАВМФ

Железнодорожный состав на Закаспийской военной железной дороге. Туркестан. 1880 г. Фотография. РГАВМФ
Железнодорожный состав на Закаспийской военной железной дороге. Туркестан. 1880 г. Фотография. РГАВМФ

Предписание генерал-лейтенанта М.Д. Скобелева С.О. Макарову о приобретении плавучих средств, пригодных для перевозки грузов между Красноводском и Михайловским заливом. 7 августа 1880 г. РГАВМФ
Предписание генерал-лейтенанта М.Д. Скобелева С.О. Макарову о приобретении плавучих средств, пригодных для перевозки грузов между Красноводском и Михайловским заливом. 7 августа 1880 г. РГАВМФ

Карта южной части Каспийского моря. 1879 г. РГАВМФ
Карта южной части Каспийского моря. 1879 г. РГАВМФ

Карта Михайловского залива. 1881 г. РГАВМФ
Карта Михайловского залива. 1881 г. РГАВМФ


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9616 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_5935
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...