04.04.2024 09:22
Новости.
Просмотров всего: 8687; сегодня: 6.

Строительство Ладожского канала в 1719 году

Строительство Ладожского канала в 1719 году

4 апреля 1719 года царь Пётр I лично начал строительство Ладожского канала.

В истории России Пётр I занимает особое место. Именно ему потомки обязаны изменениями во всех сферах жизни. До сих пор чаще упоминаются его новшества в военной и государственной деятельности, но практически в стороне остались его реформы в организации транспорта и логистики.

Трудный путь из варяг в греки

Долгие столетия наши предки пользовались путём «из варяг в греки», или «варяжским путём», – это водный путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Путь был сложным, водных дорог не хватало, и приходилось волоком перетаскивать корабли из одной реки на другую. Усилия были колоссальными и не всегда себя оправдывали.

Пётр I шагнул дальше, он смог организовать единую транспортную систему, которая связала большую часть России – от Урала по реке Каме до Волги и далее по Волге и её притокам до северной столицы Санкт-Петербурга. До железных дорог было ещё 150 долгих лет, а главными транспортными дорогами были реки и искусственные каналы. Телеги, сани, кареты – всё лишь дополняло их. К примеру, на Волге малая речная баржа с экипажем в несколько человек брала 3 тысячи пудов груза, а на суше для перевозки этого груза требовалось более 100 подвод и столько же людей. Обычная грузовая лодка на Волхове брала 500 пудов, заменяя 20 подвод. 

Царь умел считать, поэтому предпринял большие усилия, чтобы соединить русские реки системой каналов. Первой ласточкой уже в 1709 году стала Вышневолоцкая водная система, которая каналами и шлюзами связала реку Тверцу, приток Волги, с рекой Цной, по которой шёл непрерывный водный путь через Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру, к Неве до Балтийского моря. Такой транспортный путь позволил удобно торговать с Европой уральским металлом, транзитными товарами из Средней Азии и товарами самой России.

Коварное Ладожское озеро

Новая водная система разгрузила транспортный путь, но было место, которое всегда было проблемным. Это Ладожское озеро. Многие и сегодня на себе испытывают крутой нрав этого озера. Современные пароходы по два-три дня стоят, ждут, когда оно успокоится, а для судов XVII века это было иногда непроходимой преградой. В одном из указов 1718 года Пётр писал: «Какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов. Одним сим летом с тысячу судов пропало…».

Борьба за безопасность

Было принято решение создать канал, который бы обезопасил путь вдоль южного берега Ладожского озера. Предполагалось, что длина канала составит, если считать современной нам мерой длины, 111 километров. В Европе таких грандиозных гидротехнических сооружений ещё не было. По плану канал начинался близ города Новая Ладога на реке Волхов и заканчивался в Шлиссельбурге, там, где Нева начинается из Ладожского озера. 

Пётр I сам сделал первые наброски канала и сам приложил руку к его строительству. Говорят, он сам наполнил землёй первые три тачки и отвёз их к месту строительства будущей плотины. Предполагалось, что к работам будут привлекаться крепостные крестьяне, солдаты и вольнонаёмные. Строительство началось 4 апреля 1719 года и продолжалось 10 лет. Режим работы был непрерывным. Царь лично инспектировал ход работ, а в октябре 1724 года он проехал на ботике до деревни Дубно и обратно. Это была его последняя поездка на канал. Современники называли канал Петровским, а в наше время его именуют Староладожским.

На момент той поездки 1724 года на канале трудилось 7 тысяч вольнонаёмных рабочих и 18 тысяч солдат регулярной армии. По объёмам эта стройка уступала только строительству Петербурга и Кронштадта. Стройка завершилась в конце 1730 года, и на следующий год началась безопасная навигация мимо Ладоги. На долгие годы канал стал важнейшей транспортной магистралью, пока не наступила эпоха паровозов.

Изображение: Мгновение.инфо.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9616 публикаций
Сайт: histrf.ru/read/articles/ladozhskii-kanal-pietra-vielikogho?ysclid=lukuhve91w119644557
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...