02.07.2024 18:01
Новости.
Просмотров всего: 7828; сегодня: 1.

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К 185-летию со дня рождения художника Константина Маковского

К.Е. Маковский – Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.

Родился Константин Егорович Маковский 20 июня (2 июля по новому стилю) 1839 г. в Москве. Его отец работал в Экспедиции кремлёвского строения, ведавшей строительством и реставрацией императорских дворцов Москвы и окрестностей. Кроме того, он состоял в комиссии, занимавшейся возведением храма Христа Спасителя. В молодые годы Егор Иванович талантливо вырезал из кости интересные миниатюры и всерьёз пробовал себя в живописи. Мать будущего художника, Любовь Корнелиевна, в девичестве Молленгауэр, одна из первых красавиц Москвы, прекрасно пела, преподавала пение в консерватории Н.Г. Рубинштейна. В семье росли еще два сына и две дочери. Все три мальчика и их сестра Александра стали художниками, однако самым талантливым и известным из них оказался Константин.

В доме Маковских царила творческая атмосфера. Здесь часто бывали известные художники и композиторы, детей обучали музыке, пению и рисованию. Выбирая свой жизненный путь, Константин последовал примеру отца, который владел мастерством живописца. Позже, став уже успешным и известным художником, он отмечал, что достигнутыми успехами более всего обязан именно отцу, а не преподавателям и профессорам живописи.

В 12 лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был Е.И. Маковский. Здесь вместе с ним учились будущие мэтры живописи: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и другие участники будущего «Товарищества передвижных художественных выставок». В годы ученичества, в 1856 г., Константин написал свою первую заметную работу — «Портрет Е.И. Маковского», который в настоящее время экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1858 г. молодой живописец отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (далее – Академия), чтобы совершенствоваться в рисунке и композиции, в чем очень скоро преуспел. Создав целый ряд заметных работ, в числе которых «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания, торгующих из Храма» (1860 г.), «Харон перевозит души через реку Стикс» (1861г.) Маковский получил золотые и серебряные медали за талантливое художественное воплощение различных исторических, мифологических и библейских сюжетов. Выбор подобных тем, считавшихся классическими, приветствовался в стенах Академии, которая сама определяла тематику дипломных работ своих выпускников. Такая постановка вопроса и стала причиной «бунта четырнадцати», когда 14 самых талантливых учащихся, в числе которых был и К. Маковский, отказались писать дипломы по предложенным темам и досрочно покинули стены учебного заведения. Тем не менее, живописец считал обучение в Академии важным этапом в своей творческой жизни и не прерывал с ней связи.

Покинув академические стены, Маковский присоединился к Артели художников, которую возглавлял И.Н. Крамской. Помимо замечательных портретов современников, Константин Егорович до 1883 г. писал картины на социальные темы. Материалы для своих работ он собирал не только в столицах, но и в Саратовской, Тамбовской и Тверской губерниях, где подолгу жил. В 1867 г. Маковский за несколько картин, представленных на академических выставках, в числе которых была знаменитая «Селёдочница», получил звание академика. В 1869 г. за картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» был удостоен звания профессора.

В 1870 г. К.Е. Маковский вместе с коллегами, среди которых были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, основали «Товарищество передвижных художественных выставок». Главными целями «Товарищества» стало лишить Академию монополии на проведение выставок, и показать провинциальному зрителю новейшие достижения российского изобразительного искусства. Уже в 1871 г. состоялась первая успешная выставка работ художников-передвижников. В таких показах Маковский неизменно принимал участие. Именно на передвижнических выставках зритель впервые увидел его широко известные работы «Дети, бегущие от грозы» (1872 г.) и «Дети в поле» (1870-е гг.).

В начале 1870-х гг. заболела туберкулезом первая жена художника — Елена Тимофеевна Буркова, служившая актрисой в труппе Императорских театров. Семья отправилась для поправки ее здоровья в Египет. Там Константин Егорович много и плодотворно трудился над этюдами. Однако теплый североафриканский климат не помог супруге художника. В 1873 г. она умерла, и Маковский вернулся в Египет, где написал несколько работ, в том числе этюд к картине «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир» (1876 г.), приобретенный императором Александром II.

Вскоре художник познакомился со своей второй супругой — Юлией Павловной Летковой. В 1875 г. супруги Маковские во время свадебного путешествия встретились в Париже с И.Е. Репиным, который оставил о своем коллеге воспоминание: «Красивый, молодой блондин, уже прославленный, уже богач». К тому времени Маковский действительно стал уже признанным, очень популярным и высокооплачиваемым мастером живописи. Ему заказывали портреты весьма состоятельные люди, в том числе, особы августейшей фамилии и сам император Александр II.

Творчество Маковского насчитывает большое количество семейных портретов. Он очень любил писать жену и детей. Получили известность и признание «Портрет Ю.П. Маковской» (1881 г.), «Портрет детей художника» (1882 г.), «Портрет сына в мастерской» (1882 г.) и многие другие работы в этом жанре, выполненные в разные годы.

Известен Константин Егорович также как признанный мастер жанровых произведений, пейзажей и натюрмортов. Перечислять все работы мастера вряд ли уместно, поскольку он был на удивление плодовитым художником. Причем работал во многих жанрах, в том числе занимался росписью домашних интерьеров (особняк барона фон Дервиза в Петербурге). Помимо отображения современной ему жизни, К.Е. Маковский часто обращался к русской истории, изображая людей минувших веков. Впечатляют такие работы живописца, как «Боярский свадебный пир XVII в.» (1883 г.), «Под венец» (1890 г.), «Боярыня у окна» (1885 г.), «Девушка в жемчужном ожерелье» (1880-е гг.), «У околицы» (1890 г.).

В 1896 г. на Всероссийской Нижегородской выставке было представлено эпическое полотно художника, созданное им в 1890 г., «Минин на площади Нижнего Новгорода призывает народ к пожертвованиям», талантливо воскресившее, по мнению современников, славное прошлое русской земли. К этому времени К.Е. Маковский, получивший уже мировое признание, расстался со своей второй супругой и вскоре женился на Марии Алексеевне Матавтиной, с которой счастливо прожил до конца своих дней.

На склоне лет К.Е. Маковский написал замечательную картину «Боярышня. За чаем» (1914 г.), хранящуюся ныне в Ульяновском художественном музее. В сентябре 1915 г. с художником произошла трагедия – при столкновении трамвая с пролёткой, в которой находился Маковский, он получил тяжелую травму головы и, несмотря на проведенную операцию, скончался. Похоронили художника на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

За несколько лет до кончины К.Е. Маковский признавался: «Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству». Действительно, многие задумки художника остались нереализованными, но так или иначе, Константин Егорович Маковский прожил замечательную жизнь, оставив после себя богатейшее творческое наследие. Его работы украшают коллекции большого числа музеев в России и за рубежом, а многочисленные документальные свидетельства жизни и творчества выдающегося мастера живописи бережно хранятся в фондах отечественных архивов.

Текст: С.В. Чернявский, к.и.н., Российский государственный исторический архив (РГИА).


Участники событий и другие указанные лица:

  • Крамской Иван Николаевич, русский живописец, художник русского реализма XIX века, автор исторических картин и портретов, академик Императорской Академии художеств;
  • Маковский Константин Егорович, русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников;
  • Перов Василий Григорьевич, русский живописец, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века; академик и профессор Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок;
  • Репин Илья Ефимович, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич, русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств;
  • Шишкин Иван Иванович, русский живописец, рисовальщик, академик Императорской академии художеств, один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.

Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.
Фотография художника К.Е. Маковского. РГИА.

Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА
Прошение ученика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств о прекращении занятий в Академии и с просьбой удостоить его званием свободного художника. 9 ноября 1863 г. РГИА

Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА
Диплом К.Е. Маковского на звание классного художника. 10 сентября 1867 г. РГИА

Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА
Прошение академика К.Е. Маковского в Совет Академии художеств с просьбой удостоить его званием профессора. 4 октября 1869 г. РГИА

Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА
Репродукции с картин художника К.Е. Маковского из фонда Редакции журнала «Старые годы». Начало XX в. РГИА

Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА
Некролог на кончину К.Е. Маковского из утреннего выпуска газеты «Биржевые ведомости». 18 сентября 1915 г. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9616 публикаций
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_8338
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...