29.10.2024 17:34
Аналитика.
Просмотров всего: 7323; сегодня: 8.

К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков

К 120-летию А.А. Морозова - выдающегося конструктора советских танков

Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Слесарем здесь многие годы работал отец конструктора. Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. До революции он учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище.

Революция нарушила привычный ход вещей. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе и постепенно дорос до чертёжника-конструктора. Принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». Два года проходил службу в Красной армии мотористом авиационной эскадрильи. После демобилизации вернулся на родной завод и получил распределение в танковую конструкторскую группу. Заочно окончил техникум и автотракторный институт. В это время в США приобрели лицензию на производство танков американской фирмы «Кристи», на основе которых в 1931 году начали разрабатывать собственный колёсно-гусеничный танк БТ. К середине 1930-х гг. было создано целое семейство этих машин – танки БТ-2, БТ-5, БТ-7, для которых Александр Морозов проектировал трансмиссию и ходовую часть. Кроме того, в мае 1934 года он окончил курсы командиров танков, что дало инженеру возможность взглянуть на боевую машину глазами танкиста.

В середине 1937 года было репрессировано руководство ХПЗ и заводского КБ. Главным конструктором был назначен М.И. Кошкин, его заместителем стал А.А. Морозов. Перед харьковскими конструкторами поставили задачу дальнейшей модернизации БТ-7, при этом М.И. Кошкин убедил И.В. Сталина в необходимости начать работу над чисто гусеничным танком, помимо колёсно-гусеничного. Впоследствии танк получил индекс Т-34. После смерти Кошкина в сентябре 1940 года Морозов возглавил КБ, занимался доводкой танка и внедрением его в серийное производство. Организаторские способности и талант конструктора в полной мере раскрылись в Морозове во время эвакуации завода в Нижний Тагил. Александр Александрович постоянно совершенствовал главный советский танк Великой Отечественной, и в результате его глубокой модернизации к началу 1944 года был выпущен средний танк Т-34-85.

Почти сразу с запуском в серию Т-34-85 А.А. Морозов приступил к проектированию нового танка – сначала Т-44, затем – Т-54. В 1951 году А.А. Морозов вернулся в Харьков как главный конструктор. Он приступил к созданию будущего Т-64. На нём использовался оппозитный пятицилиндровый турбопоршневой дизельный двигатель мощностью 700 л.с. с наддувом, который харьковчане разрабатывали в общей сложности более пятнадцати лет. На танке впервые была применена комбинированная броня. Машину вооружили 115-мм гладкоствольной пушкой, вскоре ее заменили на 125-мм пушку, которая могла стрелять как снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Впервые в танкостроении установили автомат заряжания. Автомат позволил увеличить скорострельность танка до десяти выстрелов в минуту и сократить численность экипажа до 3-х человек. В результате Советский Союз получил концептуально новую машину – со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. По сути, А.А. Морозов создал новый тип – основной боевой танк (ОБТ). К сожалению, будучи почти во всем новаторской, машина страдала многими детскими болезнями, особенно это касалось двигателя.

В 1972 г. конструктор выступил с докладом о проекте нового основного танка Т-74 (индекс разработки «Объект 450»). В этой машине экипаж сокращался до двух человек, которые размещались в корпусе танка в хорошо бронированной капсуле, а башня проектировалась необитаемой. При такой компоновке лобовое бронирование можно было увеличить до 700 мм с расположением бронелиста под углом 75°, что исключало его пробитие любым известным в то время противотанковым снарядом. Несмотря на мощное бронирование, расчётный вес танка не превышал 38 тонн (масса сокращалась за счёт уменьшения габаритов машины). Боекомплект планировалось разместить впереди пушки с подачей очередного выстрела на автоматическую тележку с досылателем по полу корпуса к казеннику. Возимый боекомплект – 60 выстрелов. Экипаж получал полный круговой обзор. Использование нового дизельного мультитопливного 1000-сильного двигателя 6ТДМ и гидрообъемной трансмиссии обещало сделать новый танк очень быстрым, маневренным и экономным. Конструкция предусматривала взаимозаменяемость членов экипажа, как при ведении огня, так и при управлении машиной.

Пока на Украине доводили до ума Т-64 и разрабатывали Т-74, нижнетагильские конкуренты харьковчан сконструировали свою модернизированную версию морозовского Т-64 – танк Т-72, а в Ленинграде был создан газотурбинный Т-80. Харьковчанам перестали выделять средства на разработку Т-74. В мае 1976 года А.А. Морозов ушёл с поста главного конструктора завода, а 14 июня 1979 года его не стало.

А.А. Морозов в 1943 и 1974 гг. был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён многими орденами, в т.ч. полководческими орденами Кутузова I степени и Суворова II степени, он был лауреатом трех Сталинских (1942, 1946, 1948) и Ленинской (1967) премий. Имел звание генерал-майора технических войск (1943) и учёную степень доктора наук (1972). Большой интерес для историков науки и техники представляет дневник конструктора, изданный в 2007 году, в котором повествуется о перипетиях разработок различных моделей танков. Имя Морозова присвоено Харьковскому КБ машиностроения. В КБ работал конструктором сын Морозова – Евгений, а затем традицию продолжила внучка - Ирина Александровна Морозова. Небольшого роста, худенькая девушка освоили профессию водителя – испытателя танков. Она же стала и главным хранителем семейной памяти знаменитого деда. 

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Нижний Тагил Свердловской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9616 публикаций
Сайт: dzen.ru/a/ZyC12oItdg67IA0f
Поделиться:

Интересно:

Майнинг в России – что изменилось после легализации?
07.01.2025 12:46 Консультации
Майнинг в России – что изменилось после легализации?
Майнинг — это процесс создания новых блоков в блокчейне и подтверждения транзакций с использованием специализированного оборудования. За последнее десятилетие он превратился из увлечения энтузиастов в масштабную индустрию, приносящую значительные доходы. В России этот сектор развивался в условиях...
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
06.01.2025 22:19 Консультации
Как юридическому лицу внести изменения в ЕГРЮЛ
В условиях динамичного развития бизнеса и постоянно меняющегося законодательства компаниям необходимо оперативно реагировать на любые изменения, касающиеся их деятельности. Процедура внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) важный аспект ведения бизнеса в России...
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
05.01.2025 09:04 Персоны
Тайна гибели несгибаемого генерала Дмитрия Карбышева
Дмитрий Карбышев — потомственный дворянин и родственник революционера, подполковник Русской императорской армии и генерал-лейтенант РККА, профессор Военной академии Генерального штаба РККА, доктор военных наук — навсегда вошел в историю не только отечественных инженерных войск, но и всей...
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
04.01.2025 13:58 Аналитика
Дивизии народного ополчения Москвы 1941 года
Московское народное ополчение 1941 года – это особая страница ратной истории Отечества, не имеющая в ней более ранних аналогов. Дивизии Московского народного ополчения 1941 года в своём развитии прошли путь от военно-гражданских к полноценным боевым тактическим соединениям Красной Армии. Столичное...
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
02.01.2025 09:02 Новости
Таврический вояж Екатерины II в 1787 году
Путешествие Екатерины II в Крыму в 1787 году называют величайшим во всей мировой истории. 14 карет, больше 120 саней с кибитками, 40 запасных саней, 36 городов и больше шести месяцев в пути. Императрицу сопровождали придворные...