23 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета, а указ вышел в день празднования памяти св. Татьяны (25 января).
Московский университет стал первым светским высшим учебным заведением в России. За время своего существования он несколько раз переезжал в разные здания на территории Москвы, менял устав. Студенты и преподаватели участвовали в революциях и войнах, устраивали сходки и забастовки.
До Московского университета: российское образование в начале XVIII века
В начале XVIII века все существовавшие в России учебные заведения были связаны с церковью. Начальное образование получали в школах при храмах или монастырях, а высшее — в Славяно-греко-латинской и Киево-Могилянской академиях. Там изучали латынь, философию, богословие.
При Петре I в Москве и Петербурге появились светские государственные школы, в которых готовили военных, врачей и инженеров. Открылись и первые частные учебные заведения, училища при заводах.
2 февраля 1724 года Петр I издал указ об основании «академии наук и курьезных художеств» в Петербурге. Через два года при ней открыли Академический университет — первое светское высшее учебное заведение. Преподавали в нем приглашенные из Германии профессора, а лекции читали на немецком и латинском языках. Образовательную программу постоянно меняли, а для одаренных студентов составляли индивидуальные планы. В новый университет переводили лучших учащихся Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. Так туда попали ученые Михаил Ломоносов и Дмитрий Виноградов.
Образование в университете могли получать представители любых сословий. Но популярностью университет не пользовался: его выпускникам не полагалось чинов и привилегий по службе. Поэтому дворяне чаще отдавали детей в военные учебные заведения. К середине XVIII века были созданы Сухопутный шляхетский корпус и Морской шляхетный корпус. Там преподавали военные и инженерные науки, искусство, современные европейские языки, среди которых были польский, итальянский и французский.
Создание Московского университета
В 1741 году Михаил Ломоносов после четырехлетней поездки за границу вернулся в Россию. Там он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории врача Иоганна Генкеля, занимался физикой и минералогией. В России Ломоносову присвоили звание профессора Академии наук, вскоре он начал читать лекции в Академическом университете. В конце 1740-х ученый познакомился и начал переписываться с меценатом и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым. Ломоносов часто рассказывал ему о заграничных университетах, и Шувалов предложил создать в России новое учебное заведение на европейский манер.
В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настаивал, чтобы преподавание там велось на русском языке, а среди студентов были представители всех сословий. К поступлению должны были готовить в гимназии: без нее, считал ученый, «университет как пашня без семян». Чтобы потратить меньше денег из казны, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не Петербурге. Туда же было проще добираться студентам из других городов России. Проект Ломоносова доработал Иван Шувалов.
Летом 1754 года план создания университета утвердили в Сенате. По указу Елизаветы Петровны учебному заведению передали здание бывшей Главной аптеки недалеко от Куретных (сейчас — Воскресенских) ворот на Красной площади: «Велеть находящиеся в означенном состоящем в Москве у Куретных ворот доме Ревизион-коллегию, Главный комиссариат и Провиантскую контору из того дома вывезти… имеющиеся в аптекарском доме ветхости осмотреть и что, где исправить и вновь сделать надлежит, учиня опись, план и смету, прислать в Правительствующий Сенат немедленно». Перестройкой помещений под нужды учебного заведения занимался архитектор Дмитрий Ухтомский.
В январе 1755 года Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.
В университете создали три факультета — философский, медицинский и юридический. Поступить в него могли представители любых сословий и разночинцы, кроме крепостных крестьян. Ломоносов писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Всех учащихся разделили на своекоштных и казеннокоштных. Первые платили за обучение сами, вторые — студенты из бедных семей — содержались за счет государства.
Через год после создания университета при нем открылась собственная типография, в которой начали издавать первую в России негосударственную газету — «Московские ведомости». С 1760 года там печатали литературный журнал «Полезное увеселение». С момента открытия университета существовала публичная библиотека, которая была единственной общедоступной в Москве. Действовали театр и хор, в которых состояли студенты. Их представления показывали на Красной площади во время Масленицы, Пасхи и ярмарок. В 1791 году при Московском университете был создан Зоологический музей, в котором хранилось более 15 тысяч предметов — старинные книги, коллекции монет, ископаемые.
Занятия в здании рядом с Куретными воротами проходили только первые два года. Вскоре помещений стало не хватать, поэтому в 1757 году по указу Елизаветы Петровны заведение переехало в усадьбу князя Петра Репнина на Моховой улице. Недалеко от него в 1780-х архитектор Матвей Казаков построил новый «университетский квартал». Его главный корпус стал первым в России зданием, спроектированным и построенным специально для университета.
Во время Отечественной войны 1812 года главный корпус университета на Моховой улице сгорел. Были уничтожены все лаборатории, библиотека, в которую входило больше 20 тысяч книг, экспонаты музейных коллекций, учебные материалы. Из архива удалось спасти чуть больше 50 книг и 12 старинных рукописей. Московский градоначальник Федор Растопчин писал: «Приготовлять к отправлению следует самые только дорогие и значащие вещи, а прочие оставить до времени, так как и воспитанников, коих отправить можно будет после». Ректор Иван Гейм сумел найти лошадей и обозы, на которых вывезли большую часть профессоров и студентов. Однако некоторые из них покинули Москву пешком.
В декабре начались восстановительные работы — специально для этого организовали временную комиссию во главе с Геймом. «Университетский квартал» реконструировал архитектор Доменико Жилярди. Работы закончили только в 1819 году, все это время студенты занимались в арендованных зданиях в Долгоруковском переулке.
Библиотеку и музейные коллекции Московского университета помогли восстановить меценаты. К 1815 году учебному заведению пожертвовали более семи тысяч книг.
«Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций
В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Московский университет посетил Николай I. Генерал Иван Дибич, который участвовал в задержании заговорщиков, вспоминал: «Дошло до сведения государя императора, что между воспитанниками Московского университета… господствует неприличный образ мыслей». По приказу Николая I в учебном заведении запретили преподавание философии, а студентов и профессоров обязали постоянно носить форму для «вида порядка и благоустройства».
Николай I изменил и факультеты Московского университета. Были открыты юридический, медицинский и философский факультеты. По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно было превышать триста человек. Так император решил «контролировать неблагонадежных» обучающихся. Это ограничение снял только Александр II в 1855 году.
Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в Первой русской революции. Из-за волнений и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета писали после одного из чрезвычайных собраний: «Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой… как в настоящее время». В том же году был создан студенческий Центральный университетский орган, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его члены собирали деньги для арестованных студентов, помогали малообеспеченным.
В ноябре 1910 года студенты Московского университета устроили сходку из-за смерти писателя Льва Толстого. Из-за траура занятия не велись три дня. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан циркуляр «О временном недопущении публичных и частных студенческих заведений».
В ответ студенты 27 января 1911 году устроили забастовку. По распоряжению министра народного просвещения Льва Кассо в этот день в университет ввели полицию, а занятия приостановили. Ректор Александр Мануйлов на чрезвычайном заседании Совета университета сложил с себя полномочия. За ним последовало более ста преподавателей. А к концу семестра университет покинуло больше трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их места назначили новых преподавателей, но в знак протеста студенты их лекции почти не посещали.
Сегодня жизнь в Московском университете замерла. В старом здании не было ни души. Занятий в лаборатории не происходит уже около недели. В новом здании университета сегодня были три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель. <…> В клиниках нервных болезней и психиатрической собрались студенты. Проф. [Владимир] Сербский (также подавший в отставку) не мог от волнения кончить речь и удалился под продолжительные аплодисменты студентов.
Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же возникли новые студенческие организации самоуправления — милиция, санитарная служба. Они раздавали оружие, помогали раненым. Их члены демонстративно отказывались подчиняться руководству учебного заведения. Ректор Матвей Любавский вспоминал: «Университет встречает препятствия для возобновления занятий, ибо его аудитории заняты организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, отводит их под митинги и реквизирует университетское имущество».
Пропитанные ядом факультеты и новые отделения: Московский университет при СССР
После Октябрьской революции плату за обучение в Московском университете отменили, а студентам начали выплачивать стипендии. Учреждение стало называться государственным. Советские власти изменили учебные программы и уволили часть преподавателей за «контрреволюционные взгляды». На их места назначили молодых специалистов.
В 1919 году был создан подготовительный рабочий факультет — рабфак. Малограмотные люди — в основном рабочие и крестьяне — получали базовые знания, после чего могли поступить в университет без экзаменов. Советский политик Григорий Григоров писал о поступлении на рабфак: «Трудно описать мое состояние, сбывалась моя давняя мечта. <…> Я буду учиться в университете, из стен которого вышли великие люди».
В эти же годы закрыли юридический и историко-филологический факультеты за «насквозь пропитанную ядом враждебную пролетариату идеологию», а на базе медицинского возник 1-й Московский медицинский институт (сегодня — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова). Оставшиеся факультеты стали называть «отделениями». Историю, филологию, естественные науки снова стали преподавать только в 1930-х годах.
В годы Великой Отечественной войны университет эвакуировали сначала в Ашхабад, а затем — в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). Но в Москве осталось больше пяти тысяч студентов и преподавателей — все они записались в ополчение и сражались в битве за Москву. Около трех тысяч из них погибли.
В конце 1940-х началось строительство новых зданий на Ленинских горах, в том числе самой высокой из сталинских высоток — Главного здания МГУ. Занятия там начались 1 сентября 1953 года. Со временем в университете открылись факультеты журналистики и психологии, Институт восточных языков (сейчас — Институт стран Азии и Африки), Научно-исследовательский институт механики. В 1990-х филиалы Московского университета появились в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане.
В 1995 году открылся музей Московского университета. Сейчас там хранится более трех с половиной тысяч экспонатов, связанных с историей МГУ.
Автор: Анастасия Войко. Портал «Культура.РФ»
Изображение (фото): из открытых источников
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: